Экономический анализ для целей налогообложения заключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков.
К задачам следует отнести:
оценку варианта налогообложения организации;
анализ факторов, влияющих на налогообложение;
анализ штрафных санкций и доначислений налогов;
обоснование и выбор налоговых решений, направленных на снижение налоговых издержек;
прогнозирование показателей налоговой нагрузки организации.
Предметом экономического анализа являются факторы и показатели хозяйственной деятельности организации, непосредственно влияющие на налогообложение.
Последовательность проведения экономического анализа для налогообложения можно представить следующим образом:
1. Предварительное ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 2—3 года.
2. Расчет ключевых показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
3. Сравнение расчетных значений показателей с нормативными или рекомендуемыми и их анализ.
4. Оценка тенденции изменений показателей во взаимосвязи с уровнем налогообложения.
5. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния организации.
В процессе анализа используются внешние и внутренние информационные источники. Внешняя информация представлена преимущественно нормативно-правовой документацией в области налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета.
Внутренняя информация формируется в самой организации — это данные бухгалтерского (финансового и управленческого), налогового, статистического учета и отчетности.
В налоговом консультировании могут применять как формализованные, так и неформализованные методы обработки экономической информации. Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Формализованные методы позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:
классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральный логарифмический методы));
традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);
математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);
методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).
Основные способы обработки информации, которыми пользуется налоговый консультант, — это сравнение и группировки.
Результативность налоговых решений напрямую зависит от организации работы налогового консультанта. В обобщенном виде ее этапы включают:
1. Определение конкретной цели (не противоправной) и задач анализа.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение аналитических исследований.
4. Обработка данных, анализ налоговых факторов.
5. Прогнозирование налоговых ифинансовых показателей, оценканалоговых рисков и оформлениерезультатов анализа.
6. Мониторинг за внедрением предложений и рекомендаций.
Для налогового консультанта важно выбрать обоснованную методику анализа финансового состояния организации.
Следует отметить, что указанные модели нужно использовать в сочетании с традиционными методиками коэффициентного финансового анализа.