6. Показатели рентабельности и их использование в финансовой деятельности организации (предприятия).
Особое значение для доказательства эффективности принимаемых решений имеют показатели рентабельности – эти относительные величины, производные от прибыли.
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность.
Основные показатели рентабельности:
1) Рентабельность продукции (издержек) = отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:
2) Рентабельность продаж = отношение прибыли от реализации к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции;
3) Рентабельность активов = отношение прибыли (балансовой или чистой)к средней величине активов за определенный период;
4) Рентабельность текущих активов = отношение чистой прибыли предприятия к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия;
5) Рентабельность собственного акционерного капитала = отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период
Первый показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.
Второй показатель- рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
Третий показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.
Четвертый показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
Пятый показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.